История Coca-Cola: компания, у которой было несколько «отцов»

У компании Кока-кола история началась довольно неожиданно. Американцу Джону Ститу Пембертону с детства нравились опыты с химическими реагентами. Когда конфедераты потерпели поражение, вернувшийся из армии кавалерист вспомнил о своем давнем увлечении, и открыл в Атланте (США, штат Джорджия) фармацевтическую фирму – совсем крошечную. В мае 1886 года Джон создал интересный сироп, и пригласил на дегустацию лучшего друга – бухгалтера Френка Робинсона. Тот посоветовал изобретателю записать рецепт.

История Coca-Cola

Кока-кола: историю помогают творить люди

С самого начала бизнес на сладкой газировке был убыточным. Пембертон отнес яство, созданное из вытяжек листьев коки и орехов колы – в «Аптеку Джекобса» (она была самой крупной в городе). Первые продажи состоялись в тот же день, по 5 центов за стакан. Далее целых 12 месяцев сироп приобретали в день по 9 стаканов.

В истории Coca-Cola сказано, что продажи велись через автомат. Согласно патенту, получившееся вещество помогало при нервных расстройствах (тогда еще листья коки не были очищены от содержащегося в них кокаина, поскольку наркотик не был запрещен и добавлялся в различные напитки в качестве тонизирующего средства и просто ради удовольствия). Пембертон говорил, что препарат позволяет вернуть мужскую силу, и подходит тем, кто желает избавиться от зависимости к морфию.История Coca-Cola

Название новому продукту дал бухгалтер Френк. Пользоваться этим логотипом имеет право только сама компания-изобретатель. История бренда Кока-колы знавала судебные разбирательства. Много новоиспеченных компаний хотели откусить часть прибыли популярного продукта, и старались копировать то корпоративные цвета, то часть названия, то начертание шрифта, и даже сам цвет напитка. Но все права на корпоративную символику оставались у нынче известного во всем мире бренда. Но вернемся к истории компании Кока-колы.

Время шло, и сироп продолжали разбавлять исключительно водой. Но произошел один случай, после которого все фармацевтические заведения Атланты стали реализовывать его исключительно в виде напитка, насыщенного углекислотой. Итак, был обычный день. В аптеке Джейкобса работал продавец Уилли Венэйбл. Одним из клиентов был южанин, который замечательно провел предыдущий вечер, и теперь страдал от похмелья. По привычке, клиент заказал стакан напитка.История Coca-Cola

И, возможно, история компании Coca-Cola не получила бы дальнейшего развития, и ничего бы не изменилось, если бы продавец всё сделал как всегда. Но водопровод находился в конце зала, и Уилли поленился туда идти. Венэйбл уточнил: не будет ли против посетитель, если его сироп подадут не с обычной водой, а с содовой. Клиент согласно кивнул головой. После употребления нового напитка случайный посетитель выразил величайший восторг. С тех пор содовой стали разбавлять первооснову во всех аптеках.

Прибыльный бизнес невозможен без благоприятных обстоятельств

Неизвестно насколько высокого уровня продаж удалось бы достичь фирме, если бы не удачное стечение обстоятельств. В 1886 г. в Атланте вводят сухой закон. Население стремительно пополняет ряды любителей Кока-колы (краткая история говорит о переориентации вкусов с одного стимулятора на другой). Дела фирмы существенно улучшились.История Coca-Cola

Но тут Пембертона подводит здоровье. Отсутствие средств на последующее масштабирование бизнеса вынуждает изобретателя рецепта продать «волшебную формулу» и оборудование. Две трети приобретает Венэйбл (продавец из аптеки Джейкобса, предложивший впервые отведать сироп с содовой). Общая сумма, полученная Пембертоном от новых партнеров, составила $2000.

Изобретатель первоначального рецепта умирает нищим в 1888 г. Его хоронят на кладбище для бедняков. Пройдет не одно десятилетие, прежде чем на его могиле появится каменный памятник. Дальше история бренда Coca-Cola развивается уже без участия своего основателя.

История Coca-Cola

В бизнес приходят новые лица

Проходит некоторое время, и в Атланте появляется Аза Кендлер, иммигрировавший из Ирландии бедняк. На тот момент его карманы отяжеляло меньше $2, но он был твердо убежден, что новое место окажется счастливым. Имея предпринимательскую жилку, довольно быстро этот человек сколачивает состояние, и приобретает рецепт напитка у жены умершего первооткрывателя за $2300 (на тот момент это была довольно хорошая сумма). Подключив к делу брата и еще двух партнеров, Аза Кендлер основывает в штате Джорджия в конце 1893 г. компанию Кока-кола. История успеха начинается со стартового капитала в $100 000 и выплаты дивидендов в размере $20 на одну акцию. С того времени дивиденды выплачиваются стабильно через 12 месяцев.История Coca-Cola

Кандлер не питал пристрастия к алкогольным напиткам. Он верил, что сладкая газировка – идеальное питьё без содержания спирта, а также – средство от всевозможных недомоганий. Будто бы зная, что через сотню лет спрос на товар максимально возрастет, Аза Кандлер и Френк Робинсон (бывший бухгалтер создателя первичного рецепта) занялись разработкой нового вкусового сочетания продукта, на основе уже имеющегося. Цель была поставлена достаточно конкретная:

  1. улучшение вкуса;
  2. продление срока годности;
  3. сохранение бодрящих свойств Кока Кола – история выдвигает их на первое место.

Несколько лет спустя, на пике антикокаиновой кампании, предприятие еще раз меняет рецептуру: листья коки продолжают использоваться, но из них уже удаляют кокаин.

Пункт о том, как много может дать предприятию грамотный маркетолог

В том, что предприятие функционировало и расширяло сферы своего влияния, заслуга, безусловно, его президента. Он каждый раз разрабатывал новые рекламные идеи. К примеру, Аза предлагал с целью рекламы поставить бесплатно в определенное фармацевтическое заведение 2 галлона сиропа (что в переводе на обычные порции товара в готовом виде, соотносится с цифрой 256). За это он просил 128 имен и адресов постоянных клиентов точки продаж (вдвое меньше, чем порций сладкой газировки). В истории Кока-колы это интересные факты.История Coca-Cola

Далее каждый посетитель получал талон на покупку одного стаканчика сладкой газировки без оплаты – в часто посещаемой аптеке. На что же рассчитывал маркетолог? Дело в том, что, выпив по одному стаканчику новой «шипучки» бесплатно, клиент, как правило, заказывал вторую порцию – но уже за деньги. Получается, что аптекарь водночасье сбудет всю партию товара. После такого успеха аптекарь непременно потребует повторить поставку. Еще одним беспроигрышным ходом была продажа POS-продукции с логотипом торговой марки. Таким образом, история успеха Кока-колы продолжает свое триумфальное шествие.

Как форма бутылки улучшила продажи?

В 1916 г. появляется узнаваемая сегодня всеми бутылка «с талией» от Бенджамина Томаса. Он выкупил у создателей право реализовывать востребованную газировку в бутилированном виде. Для повышения прибыли нужна была такая форма, которая бы не ассоциировалась больше ни с каким другим продуктом. Бенджамин поставил, казалось бы, невыполнимую задачу.История Coca-Cola

Но реализация идеи оказалось успешной. В Coca-Cola история создания емкости связана с силуэтом юбки-годэ, имеющий расположенный ниже талии перехват. Продажи тут же увеличились. Сам продукт стал узнаваем даже по очертаниям. Затем, в телерекламе, знаменитую бутылку вручили Санта Клаусу, которого облачили в цвета корпорации.

В компании рассказывают, что однажды Кандлера посетил его знакомый, пообещавший за приличное вознаграждение открыть секрет увеличения продаж. Был выписан чек на круглую сумму, и знакомый выполнил обещание, посоветовав открыть бутилированное производство. Аза не стал этого делать, поскольку иногда фиксировались взрывы тары, и по таким фактам возбуждались судебные дела. Но уже к началу 1920-х годов подобных предприятий было построено более тысячи.История Coca-Cola

Что говорят о популярной газировке?

Некоторые утверждают, что с помощью сладкой воды можно удалять ржавчину. Также говорят, что полицейские возят с собой большие емкости с веществом, чтобы смывать после ДТП с асфальта пятна крови. Если говорить серьезно, то 80% продаж в истории создания компании Coca-Cola приходится на основной продукт, а также «Фанту» и «Спрайт». С некоторого времени был выкуплен бренд «Швеппс». Сейчас уже сложно представить современное общество без вездесущей сладкой газировки узнаваемого цвета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *